Программа обучения авторского курса
«Вожатый временного детского коллектива»
144 ак. часа
Выдаваемый документ: свидетельство, сертификат
№ |
Блоки, темы |
Кол-во часов |
Лекции |
Практика |
1 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ |
10 |
8 |
2 |
1.1. |
Детский лагерь как организация |
2 |
2 |
- |
1.2. |
Нормативно-правовые основы деятельности вожатого и его отношений с участниками педагогического процесса в лагере |
2 |
2 |
- |
1.3. |
Безопасность жизнедеятельности детского коллектива: документы отряда, инструктажи, права и обязанности персонала |
2 |
2 |
- |
1.4. |
Корпоративная культура и корпоративная этика в работе вожатого |
4 |
2 |
2 |
2 |
«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОЖАТОГО» |
8 |
8 |
|
2.1. |
Направления и содержание деятельности вожатого |
2 |
2 |
- |
2.2. |
Профессиональные качества вожатого: мягкие и жесткие навыки |
2 |
2 |
- |
2.3. |
Типичные ошибки начинающих вожатых |
2 |
2 |
- |
2.4. |
Если вы вожатый-практикант |
2 |
2 |
- |
3 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ |
28 |
14 |
14 |
3.1. |
Коммуникативно-деятельностные технологии работы с детским коллективом. Эдьютейнмент. |
2 |
2 |
- |
3.2. |
Коллективно-творческая деятельность (КТД) |
2 |
2 |
2 |
3.3. |
Командообразование (Тимбилдинг) |
2 |
2 |
2 |
3.4. |
Коммуникативные игры и элементы социально-психологического тренинга |
2 |
2 |
2 |
3.5. |
Эвент-технологии и событийная педагогика (Event) |
2 |
2 |
4 |
3.6. |
Психолого-педагогическое сопровождение (коучинг) |
2 |
2 |
2 |
3.7. |
Технология организации и проведения отрядных дел |
2 |
2 |
2 |
4 |
МЕТОДИЧЕСКИЙ |
30 |
12 |
18 |
4.1. |
Методика воспитательной работы в детском лагере |
2 |
2 |
- |
4.2. |
Методика организации отрядной работы |
2 |
2 |
2 |
4.3. |
Феномен игры. Принципы и условия эффективного игрового взаимодействия |
2 |
2 |
|
4.4. |
Игра как инструмент вожатого |
2 |
2 |
- |
4.5. |
Особенности игрового взаимодействия на начальном этапе смены |
2 |
2 |
|
4.6. |
Игры на знакомство |
2 |
- |
2 |
4.7. |
Игры на взаимодействие |
2 |
- |
2 |
4.8. |
Игры в кругу |
2 |
- |
2 |
4.9. |
Игры с залом |
2 |
- |
2 |
4.9. |
Игры-шутки |
2 |
- |
2 |
4.10 |
Театральные игры |
2 |
- |
2 |
4.11. |
Методика проведения отрядных огоньков |
6 |
2 |
4 |
5 |
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ |
14 |
14 |
- |
5.1. |
Логика развития лагерной смены |
2 |
2 |
- |
5.2. |
Подготовительный период смены |
2 |
2 |
- |
5.3. |
Организационный период лагерной смены |
2 |
2 |
- |
5.4. |
Основной период лагерной смены |
4 |
4 |
- |
5.5. |
Заключительный период лагерной смены |
2 |
2 |
- |
5.6. |
Спорт в детском лагере |
2 |
2 |
- |
6 |
КОММУНИКАТИВНЫЙ |
28 |
14 |
14 |
6.1. |
Коммуникативно-деятельностный подход к организации деятельности детского коллектива |
2 |
2 |
- |
6.2. |
Принципы организации педагогического взаимодействия |
2 |
2 |
- |
6.3. |
Адаптация детей к условиям детского лагеря |
2 |
2 |
|
6.4. |
Формирование благоприятного психологи-ческого климата в детском коллективе |
6 |
2 |
4 |
6.5. |
Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе |
4 |
2 |
2 |
6.6. |
Рефлексия и анализ деятельности в жизни детского коллектива. |
6 |
2 |
4 |
6.7. |
Взаимодействие вожатого с родителями воспитанников |
4 |
2 |
2 |
6.8. |
Организация эффективного взаимодействия напарников |
2 |
0 |
2 |
7 |
ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА |
26 |
16 |
10 |
7.1. |
Введение в теорию детского коллектива, стадии его развития |
2 |
2 |
- |
7.2. |
Особенности временного детского коллектива |
2 |
2 |
- |
7.3. |
Эмоциональный потенциал детского коллектива |
4 |
2 |
2 |
7.4. |
Диагностика развития детского коллектива |
2 |
2 |
2 |
7.5. |
Работа с активом детского коллектива |
2 |
2 |
2 |
7.6. |
Работа с детьми различных категорий |
2 |
2 |
- |
7.7. |
Коллективообразование |
2 |
2 |
2 |
7.8. |
Формирование системы ценностей детского коллектива |
2 |
2 |
2 |
ИТОГО |
144 |
86 |
58 |
Перечень вопросов теста:
- К какой категории персонала относятся вожатые: педагогический, вспомогательный педагогический, обслуживающий?
- Основной документ, по которому вожатый принимается на работу: заявление о приёме на работу, приказ о приёме на работу, документ об образовании или профподготовке?
- Какой документ регламентирует ваши отношения с работодателем: приказ о приёме на работу, трудовой договор, должностные инструкции?
- Какими документами регламентируются нормы и правила безопасности в детском лагере: приказы администрации, положение о детском лагере, инструкции по технике безопасности?
- В какой промежуток времени дети должны прослушать инструктажи по правилам безопасности в детском лагере: в течение оргпериода, в первые часы нахождения в лагере, вечером на отрядном огоньке?
- Основной должностной обязанностью вожатого является: обеспечение безопасности детей, подготовка отрядных и общелагерных дел, работа с временным детским коллективом.
- С какой категорией участников педагогического процесса вожатым работает больше всего: с администрацией, со своим детским коллективом, с отдельными детьми?
- Назовите задачу не характерную для оргпериода: поощрение детей отряда, знакомство детей друг с другом, формирование благоприятного психологического климата.
- Назовите игру не типичную для оргпериода: Снежный ком, Великолепная Валерия, Гномики и великаны.
- Назовите педагогическую технологию наиболее подходящую для её применения в оргпериод: event, педагогическая анимация, коммуникативные игры.
- Назовите компетенцию вожатого, не играющую существенную роль в выполнении им своих должностных обязанностей: нацеленность на личностный рост, доброжелательность, коммуникабельность.
- Назовите метод работы с детским коллективом играющий наибольшую роль в детском лагере: метод поощрения и наказания, метод игры и романтики, метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
- Какая задача является приоритетной для вожатого в первой половине лагерной смены: командообразование и коллективообразование, контроль за деятельность детского коллектива, интеграция отряда в общелагерную жизнь?
- Какие отрядные дела не рекомендуется проводить в оргпериод: конкурсные, нравственно-этической направленности, вечерние огоньки?
- Основной принцип сотрудничества вожатых-напарников это: педагогической целесообразности, взаимопомощи и взаимовыручки, педагогической компетентности.
- Для детей подросткового возраста ведущей деятельностью является: предметная, игровая, общение.
- По какому принципу логичным будет распределить детей в отряды: возрастной, половой (геендерный), по интересам?
- Назовите отрядное дело не характерное для основного периода лагерной смены: Вечер разгаданных и неразгаданных тайн, Мистер Шанс и Мисс Удача, вечерний огонёк «Расскажи мне о себе».
- Какие документы относятся к документам отряда: списки отряда с полной информацией о детях, медицинские справки, приказы администрации?
- Первое, что необходимо сделать вожатому при возникновении пожара: начать тушить пожар, позвонить в пожарную часть, вывести детей из зоны пожара.
- Что нужно сделать в первую очередь, если вы узнали, что ребенок покинул территорию детского лагеря: самостоятельно начать поиски ребенка, сообщить администрации лагеря, позвонить родителям ребенка (опекунам)?
- Какую функцию не выполняют коммуникативные и театральные игры: раскрепощение ребенка и снятие его внутренних зажимов, установление доброжелательных отношений между детьми и вожатыми, установление прочных межличностных отношений между детьми?
- Какова логика организации отрядных дел в течение смены: от общего к частному, от простого к сложному, от отдельного ребенка ко всему коллективу?
- Какова особенность организации и проведения отрядных и общелагерных дел в детском лагере: процесс поиска детьми и вожатыми идеи и её воплощения, качество проведенного дела, высокое нравственное содержание проведенного дела?
- Что нужно сделать вожатому на начальном этапе общения с родителями ребенка во время посещения ими лагеря или при телефонном разговоре с ними: похвалить ребенка, пожаловаться на ребенка, рассказать о жизни отряда?
- На каких отрядных мероприятиях лучше проводить рефлексию и анализ деятельности детского коллектива: утренний сбор отряда, общий сбор, вечерний огонёк?
- Одной из особенностей временного детского коллектива является: наличие долговременной перспективы, сборный характер группы (коллектива), наличие неформального лидера.
- Игра для отрядного вожатого является, в первую очередь: средством организации досуга детского коллектива, психолого-педагогическим инструментом, организацией времяпровождения детей.
- Основным принципом организации коллективно-творческих дел является: принцип «Четыре сам», принцип природосообразности, принцип детоцентризма.
- Что должен делать вожатый во время проведения отрядных игр: заполнять отрядную документацию, организовывать игру и принимать в ней участие, организовывать игру и контролировать её проведение?
- Для анализа состояний отдельного ребенка или отношений в отряде служит следующая функция игры: социокультурная, воспитательная, диагностическая.
- Эмоциональный (психологический) климат отряда формируют в большей степени: дети отряда, лидеры отряда, вожатые-напарники.
- Что мешает более полному развитию межличностных отношений во временном детском коллективе: групповое настроение, отсутствие стадии «цементирования отношений», безразличие вожатых и лидеров?
- Игры на знакомство более удачно сочетаются с играми: игры на доверие и установление контакта, игры в кругу, театральные игры.
- Какая тактика на начальном этапе смены более уместна со стороны вожатых: тактика «поглаживания» и стимулирования, тактика поиска новых идей и перспектив развития детского коллектива, тактика избегания конфликтных ситуаций?
- Организационный период смены в детском лагере продолжается, как правило: 2-3 дня, 3-4 дня, 4-5 дней.
- В чём заключается «принцип развивающей деятельности» по О.С.Газману: игра с целью организации деятельности детского коллектива, игра с целью получения игрового опыта, игра не ради игра, а с целью развития каждого участника.
- Какая тенденция в поведении детей часто встречается в подростковом и юношеском возрасте: Индоктринация - желание ребёнка подвергать всё сомнению, перепроверять, Критиканство - критическое отношение ко всему, что происходит в лагере или в отряде, «Демонстрирование фасадов» - желание ребёнка показать свои сильные, привлекательные стороны?
- Что является одним из главных моментов в формировании системы ценностей в детском коллективе или в лагере: кодекс поведения и правила поведения детей в лагере, наличие устоявшихся традиций и правил, соблюдение общечеловеческих норм и правил совместного проживания?
- Игры-шутки не стоит проводить в: основной период смены, организационный период, заключительный.
- Вечерний отрядный огонёк логичнее всего начинать с: весёлой песни, групповой речёвки (кричалки), зажжения символа огонька – свечи.
- Вечерний отрядный огонёк логичнее всего заканчивать: пожеланиями спокойной ночи и добрый снов, рассказывания страшных историй или небылиц, заслушивание плана на следующий день.
- Основной функцией отрядного огонька является: рефлексия и анализ деятельности, разбор конфликтных ситуаций, проведение игр и конкурсов.
- Вожатые-напарники должны демонстрировать детям отряда: Единство педагогических требований, взглядов на ситуации и организацию деятельности отряда, Свою индивидуальность и независимость суждений по различным вопросам, Принципиальность и несгибаемость своей воли и характера.
- Одним из основных принципов гуманистической педагогики является: принцип детерминизма, детоцентризма, природосообразности.
- Принцип детоцентризма заключается в следующем: Действовать в угоду желаниям и потребностям ребенка, Разумно совмещать интересы отдельных детей и всего детского коллектива, Действовать в интересах разумных потребностей и устремлений детей.
- Стоит ли вожатому обязательно ставить в известность родителей ребёнка в случае употребления им психотропных веществ или алкоголя: Нет, Да, не всегда?
- Стоит ли вожатому доводить до сведения администрации лагеря случаи конфликтов детей друг с другом: Не всегда, Да, Нет?
- Имеет ли вожатый право в приказном порядке требовать от ребёнка сдачи им на временное хранение мобильного телефона, других гаджетов или ценных вещей: Да, Нет, Не всегда?
- При разъезде детей вожатый может отдать ребёнка: Только родителям или законным представителям, Знакомым семьи или другим родственникам ребенка, Старшим братьям или сёстрам ребенка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
- Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. / А.А.Данилков, Н.С.Данилкова. – Новосибирск: Изд. НГОНБ, 2018. – 287 с.
- Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Концепция программы развития для стационарных организаций отдыха и оздоровления детей. / А.А.Данилков, Н.С.Данилкова. – Новосибирск: Типография «Твердый знак», 2015. – 305 с.
- Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Игры на каждый день: пособие для организаторов развивающего досуга / А.А.Данилков, Н.С.Данилкова. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008
- Данилков, А.А., Литвиченко Е.М., Играем с пользой: пособие для организаторов досуга / А.А.Данилков. Е.М.Литвтиченко. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004
- Данилков А.А., Летняя психолого-педагогическая практика: подготовка студентов к практике в детских оздоровительных лагерях: учебное пособие по специальности 031300 «Социальная педагогика» / А.А.Данилков. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008.
- Данилков А.А., Коммуникативно-деятельностные технологии работы с детским коллективом: учебно-методическое пособие / А.А.Данилков. Новосибирск: «Твердый знак», 2011
- Данилков А.А., Командообразование в детском коллективе: учебно-методическое пособие / А.А.Данилков. Новосибирск: «Твердый знак», 2013
- Данилков А.А., Ситуативная тревожность у детей: возникновение и генезис, диагностика и опыт преодоления: монография. / А.А.Данилков. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.
- Данилков А.А., Данилкова Н.С. Готовность современных студентов к развитию ребенка в системе отдыха и оздоровления детей / Сб. трудов международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в педагогическом образовании». 15-16 февраля 2018 г. Новосибирск. Изд-во НГПУ, 2018 г.
- Данилков А.А., Данилкова Н.С., Исследование проблемного поля и парадоксы сферы детского отдыха и оздоровления: год 2018 / Народное образование, №3, 2018 г.
Дополнительная литература
- Современные модели организации детского отдыха и оздоровления: подходы, реальность, тенденции: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления» (22-24 октября 2015 г.Новосибирск): под науч. ред. А.А.Данилкова. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 139 с.
- Данилков А.А., Данилкова Н.С., Исследование проблемного поля и парадоксы сферы детского отдыха и оздоровления [Текст] / А.А.Данилков, Н.С,Данилкова // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен: исследования и практика реальности и перспектив развития». Под научн. ред. Данилкова А.А., Новосибирск 15-16 ноября 2018 г. Изд-во: НГОНБ, 2017. – 146 с.
- Детский лагерь как социокультурный феномен: Материалы международной научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен» (23-24 октября 2019 г.Новосибирск): под науч. ред. А.А.Данилкова. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2019. – 146 с.
- Аникеева, Н.П. Психологический климат коллектива [Текст] / Н.П.Аникеева. – М., 1989.
- Болл, А. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений [Текст] / пер. с англ. / А.Болл, Б.Болл. – СПб: 1994.
- Волохов, А.В. Внимание, каникулы! Методическое пособие [Текст] / А.В.Волохов, И.И.Фришман. – М.: ЦГЛ. 2005.
- Газман, О.С. Игра как системная потребность детства [Текст] / О.С.Газман // Философия и педагогика каникул: сборник №8 серии «Новые ценности образования»; под ред. Н.Б.Крылова. – М.: Инноватор, 1998.
- Иванов, И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел [Текст] / И.П.Иванов. – М., 1989.
- Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками [Текст] / Б.В.Куприянов, М.И.Рожков, И.И.Фришман. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2001.
- Листопадов, Д.Ю. История российских детских лагерей до 1917 года (лагеря кадетов, потешных, скаутов, летние детские колонии, трудовые дружины учащихся) [Текст] / Д.Ю.Листопадов, Ю.Г.Листопадов. – Шуя, издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2017.
- Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / Сб. под ред. В.С.Хелемендик. – М., 1990.
- Панченко, С.И. День за днем в жизни вожатого [Текст] / С.И.Панченко. – М.: НИИ школьных технологий, 2008.
- Таран, Ю.Н. Основы жизнедеятельности лагеря [Текст] / Ю.Н.Таран // Научно-методический журнал заместителей директоров по воспитательной работе. – 2008, № 1, с.11-21.
- Шаламов, Л.Ф. Вожатый – старт в профессию. Кипарис – 12. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Л.Ф.Шаламов, А.Ю.Хофрин– М.: Педагогического общество России, 2005.
- Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций [Текст] / С.А.Шмаков, Н.Я.Безбородова. – М.: Новая школа, 1995.
- Шульга, И.И. Педагогическая анимация: теория и практика подготовки социального педагога-организатора досуга [Текст] / Монография. И.И.Шульга. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б.Эльконин. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.