Программа обучения

Программа обучения авторского курса

«Вожатый временного детского коллектива»

144 ак. часа

Выдаваемый документ: свидетельство, сертификат

 

Блоки, темы

Кол-во часов

Лекции

Практика

1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

10

8

2

1.1.

Детский лагерь как организация

2

2

-

1.2.

Нормативно-правовые основы деятельности вожатого и его отношений с участниками педагогического процесса в лагере

2

2

-

1.3.

Безопасность жизнедеятельности детского коллектива: документы отряда, инструктажи, права и обязанности персонала

2

2

-

1.4.

Корпоративная культура и корпоративная этика в работе вожатого

4

2

2

2

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОЖАТОГО»

8

8

 

2.1.

Направления и содержание деятельности вожатого

2

2

-

2.2.

Профессиональные качества вожатого: мягкие и жесткие навыки

2

2

-

2.3. 

Типичные ошибки начинающих вожатых

2

2

-

2.4.

Если вы вожатый-практикант

2

2

-

3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

28

14

14

3.1.

Коммуникативно-деятельностные технологии работы с детским коллективом. Эдьютейнмент.

2

2

-

3.2.

Коллективно-творческая деятельность (КТД)

2

2

2

3.3.

Командообразование (Тимбилдинг)

2

2

2

3.4.

Коммуникативные игры и элементы социально-психологического тренинга

2

2

2

3.5.

Эвент-технологии и событийная педагогика (Event)

2

2

4

3.6.

Психолого-педагогическое сопровождение (коучинг)

2

2

2

3.7.

Технология организации и проведения отрядных дел

2

2

2

4

МЕТОДИЧЕСКИЙ

30

12

18

4.1.

Методика воспитательной работы в детском лагере

2

2

-

4.2.

Методика организации отрядной работы

2

2

2

4.3.

Феномен игры. Принципы и условия эффективного игрового взаимодействия

2

2

 

4.4.

Игра как инструмент вожатого

2

2

-

4.5.

Особенности игрового взаимодействия на начальном этапе смены

2

2

 

4.6.

Игры на знакомство

2

-

2

4.7.

Игры на взаимодействие

2

-

2

4.8.

Игры в кругу

2

-

2

4.9.

Игры с залом

2

-

2

4.9.

Игры-шутки

2

-

2

4.10

Театральные игры

2

-

2

4.11.

Методика проведения отрядных огоньков

6

2

4

5

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

14

14

-

5.1.

Логика развития лагерной смены

2

2

-

5.2.

Подготовительный период смены

2

2

-

5.3.

Организационный период лагерной смены

2

2

-

5.4.

Основной период лагерной смены

4

4

-

5.5.

Заключительный период лагерной смены

2

2

-

5.6.

Спорт в детском лагере

2

2

-

6

КОММУНИКАТИВНЫЙ

28

14

14

6.1.

Коммуникативно-деятельностный подход к организации деятельности детского коллектива

2

2

-

6.2.

Принципы организации педагогического взаимодействия

2

2

-

6.3.

Адаптация детей к условиям детского лагеря

2

2

 

6.4.

Формирование благоприятного психологи-ческого климата в детском коллективе

6

2

4

6.5.

Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе

4

2

2

6.6.

Рефлексия и анализ деятельности в жизни детского коллектива.

6

2

4

6.7.

Взаимодействие вожатого с родителями воспитанников

4

2

2

6.8.

Организация эффективного взаимодействия напарников

2

0

2

7

ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

26

16

10

7.1.

Введение в теорию детского коллектива, стадии его развития

2

2

-

7.2.

Особенности временного детского коллектива

2

2

-

7.3.

Эмоциональный потенциал детского коллектива

4

2

2

7.4.

Диагностика развития детского коллектива

2

2

2

7.5.

Работа с активом детского коллектива

2

2

2

7.6.

Работа с детьми различных категорий

2

2

-

7.7.

Коллективообразование

2

2

2

7.8.

Формирование системы ценностей детского коллектива

2

2

2

 

ИТОГО

144

86

58

 

Перечень вопросов теста:

  1. К какой категории персонала относятся вожатые: педагогический, вспомогательный педагогический, обслуживающий?
  2. Основной документ, по которому вожатый принимается на работу: заявление о приёме на работу, приказ о приёме на работу, документ об образовании или профподготовке?
  3. Какой документ регламентирует ваши отношения с работодателем: приказ о приёме на работу, трудовой договор, должностные инструкции?
  4. Какими документами регламентируются нормы и правила безопасности в детском лагере: приказы администрации, положение о детском лагере, инструкции по технике безопасности?
  5. В какой промежуток времени дети должны прослушать инструктажи по правилам безопасности в детском лагере: в течение оргпериода, в первые часы нахождения в лагере, вечером на отрядном огоньке?
  6. Основной должностной обязанностью вожатого является: обеспечение безопасности детей, подготовка отрядных и общелагерных дел, работа с временным детским коллективом.
  7. С какой категорией участников педагогического процесса вожатым работает больше всего: с администрацией, со своим детским коллективом, с отдельными детьми?
  8. Назовите задачу не характерную для оргпериода: поощрение детей отряда, знакомство детей друг с другом, формирование благоприятного психологического климата.
  9. Назовите игру не типичную для оргпериода: Снежный ком, Великолепная Валерия, Гномики и великаны.
  10. Назовите педагогическую технологию наиболее подходящую для её применения в оргпериод: event, педагогическая анимация, коммуникативные игры.
  11. Назовите компетенцию вожатого, не играющую существенную роль в выполнении им своих должностных обязанностей: нацеленность на личностный рост, доброжелательность, коммуникабельность.
  12. Назовите метод работы с детским коллективом играющий наибольшую роль в детском лагере: метод поощрения и наказания, метод игры и романтики, метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
  13. Какая задача является приоритетной для вожатого в первой половине лагерной смены: командообразование и коллективообразование, контроль за деятельность детского коллектива, интеграция отряда в общелагерную жизнь?
  14. Какие отрядные дела не рекомендуется проводить в оргпериод: конкурсные, нравственно-этической направленности, вечерние огоньки?
  15. Основной принцип сотрудничества вожатых-напарников это: педагогической целесообразности, взаимопомощи и взаимовыручки, педагогической компетентности.
  16. Для детей подросткового возраста ведущей деятельностью является: предметная, игровая, общение.
  17. По какому принципу логичным будет распределить детей в отряды: возрастной, половой (геендерный), по интересам?
  18. Назовите отрядное дело не характерное для основного периода лагерной смены: Вечер разгаданных и неразгаданных тайн, Мистер Шанс и Мисс Удача, вечерний огонёк «Расскажи мне о себе».
  19. Какие документы относятся к документам отряда: списки отряда с полной информацией о детях, медицинские справки, приказы администрации?
  20. Первое, что необходимо сделать вожатому при возникновении пожара: начать тушить пожар, позвонить в пожарную часть, вывести детей из зоны пожара.
  21. Что нужно сделать в первую очередь, если вы узнали, что ребенок покинул территорию детского лагеря: самостоятельно начать поиски ребенка, сообщить администрации лагеря, позвонить родителям ребенка (опекунам)?
  22. Какую функцию не выполняют коммуникативные и театральные игры: раскрепощение ребенка и снятие его внутренних зажимов, установление доброжелательных отношений между детьми и вожатыми, установление прочных межличностных отношений между детьми?
  23. Какова логика организации отрядных дел в течение смены: от общего к частному, от простого к сложному, от отдельного ребенка ко всему коллективу?
  24. Какова особенность организации и проведения отрядных и общелагерных дел в детском лагере: процесс поиска детьми и вожатыми идеи и её воплощения, качество проведенного дела, высокое нравственное содержание проведенного дела?
  25. Что нужно сделать вожатому на начальном этапе общения с родителями ребенка во время посещения ими лагеря или при телефонном разговоре с ними: похвалить ребенка, пожаловаться на ребенка, рассказать о жизни отряда?
  26. На каких отрядных мероприятиях лучше проводить рефлексию и анализ деятельности детского коллектива: утренний сбор отряда, общий сбор, вечерний огонёк?
  27. Одной из особенностей временного детского коллектива является: наличие долговременной перспективы, сборный характер группы (коллектива), наличие неформального лидера.
  28. Игра для отрядного вожатого является, в первую очередь: средством организации досуга детского коллектива, психолого-педагогическим инструментом, организацией времяпровождения детей.
  29. Основным принципом организации коллективно-творческих дел является: принцип «Четыре сам», принцип природосообразности, принцип детоцентризма.
  30. Что должен делать вожатый во время проведения отрядных игр: заполнять отрядную документацию, организовывать игру и принимать в ней участие, организовывать игру и контролировать её проведение?
  31. Для анализа состояний отдельного ребенка или отношений в отряде служит следующая функция игры: социокультурная, воспитательная, диагностическая.
  32. Эмоциональный (психологический) климат отряда формируют в большей степени: дети отряда, лидеры отряда, вожатые-напарники.
  33. Что мешает более полному развитию межличностных отношений во временном детском коллективе: групповое настроение, отсутствие стадии «цементирования отношений», безразличие вожатых и лидеров?
  34. Игры на знакомство более удачно сочетаются с играми: игры на доверие и установление контакта, игры в кругу, театральные игры.
  35. Какая тактика на начальном этапе смены более уместна со стороны вожатых: тактика «поглаживания» и стимулирования, тактика поиска новых идей и перспектив развития детского коллектива, тактика избегания конфликтных ситуаций?
  36. Организационный период смены в детском лагере продолжается, как правило: 2-3 дня, 3-4 дня, 4-5 дней.
  37. В чём заключается «принцип развивающей деятельности» по О.С.Газману: игра с целью организации деятельности детского коллектива, игра с целью получения игрового  опыта, игра не ради игра, а с целью развития каждого участника.
  38. Какая тенденция в поведении детей часто встречается в подростковом и юношеском возрасте: Индоктринация - желание ребёнка подвергать всё сомнению, перепроверять, Критиканство - критическое отношение ко всему, что происходит в лагере или в отряде, «Демонстрирование фасадов» - желание ребёнка показать свои сильные, привлекательные стороны?
  39. Что является одним из главных моментов в формировании системы ценностей в детском коллективе или в лагере: кодекс поведения и правила поведения детей в лагере, наличие устоявшихся традиций и правил, соблюдение общечеловеческих норм и правил совместного проживания?
  40. Игры-шутки не стоит проводить в: основной период смены, организационный период, заключительный.
  41. Вечерний отрядный огонёк логичнее всего начинать с: весёлой песни, групповой речёвки (кричалки), зажжения символа огонька – свечи.
  42. Вечерний отрядный огонёк логичнее всего заканчивать: пожеланиями спокойной ночи и добрый снов, рассказывания страшных историй или небылиц, заслушивание плана на следующий день.
  43. Основной функцией отрядного огонька является: рефлексия и анализ деятельности, разбор конфликтных ситуаций, проведение игр и конкурсов.
  44. Вожатые-напарники должны демонстрировать детям отряда: Единство педагогических требований, взглядов на ситуации и организацию деятельности отряда, Свою индивидуальность и независимость суждений по различным вопросам, Принципиальность и несгибаемость своей воли и характера.
  45. Одним из основных принципов гуманистической педагогики является: принцип детерминизма, детоцентризма, природосообразности.
  46. Принцип детоцентризма заключается в следующем: Действовать в угоду желаниям и потребностям ребенка, Разумно совмещать интересы отдельных детей и всего детского коллектива, Действовать в интересах разумных потребностей и устремлений детей.
  47. Стоит ли вожатому обязательно ставить в известность родителей ребёнка в случае употребления им психотропных веществ или алкоголя: Нет, Да, не всегда?
  48. Стоит ли вожатому доводить до сведения администрации лагеря случаи конфликтов детей друг с другом: Не всегда, Да, Нет?
  49. Имеет ли вожатый право в приказном порядке требовать от ребёнка сдачи им на временное хранение мобильного телефона, других гаджетов или ценных вещей: Да, Нет, Не всегда?
  50. При разъезде детей вожатый может отдать ребёнка: Только родителям или законным представителям, Знакомым семьи или другим родственникам ребенка, Старшим братьям или сёстрам ребенка.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. / А.А.Данилков, Н.С.Данилкова.  – Новосибирск: Изд. НГОНБ, 2018. – 287 с.
  2. Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Концепция программы развития для стационарных организаций отдыха и оздоровления детей.   / А.А.Данилков, Н.С.Данилкова. –  Новосибирск:   Типография «Твердый знак»,  2015. – 305 с.
  3. Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Игры на каждый день: пособие для организаторов развивающего досуга / А.А.Данилков, Н.С.Данилкова. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008
  4. Данилков, А.А., Литвиченко Е.М., Играем с пользой: пособие для организаторов досуга / А.А.Данилков. Е.М.Литвтиченко. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004
  5. Данилков А.А., Летняя психолого-педагогическая практика: подготовка студентов к практике в детских оздоровительных лагерях: учебное пособие по специальности 031300 «Социальная педагогика» / А.А.Данилков. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008.
  6. Данилков А.А., Коммуникативно-деятельностные технологии работы с детским коллективом: учебно-методическое пособие / А.А.Данилков. Новосибирск: «Твердый знак», 2011
  7. Данилков А.А., Командообразование в детском коллективе: учебно-методическое пособие / А.А.Данилков. Новосибирск: «Твердый знак», 2013
  8. Данилков А.А., Ситуативная тревожность у детей: возникновение и генезис, диагностика и опыт преодоления: монография. / А.А.Данилков. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.
  9. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Готовность современных студентов к развитию ребенка в системе отдыха и оздоровления детей / Сб. трудов международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в педагогическом образовании». 15-16 февраля 2018 г. Новосибирск. Изд-во НГПУ, 2018 г.
  10. Данилков А.А., Данилкова Н.С., Исследование проблемного поля  и парадоксы сферы детского отдыха и оздоровления: год 2018 / Народное образование, №3, 2018 г.

Дополнительная литература

  1. Современные модели организации детского отдыха и оздоровления: подходы, реальность, тенденции: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления» (22-24 октября 2015 г.Новосибирск): под науч. ред. А.А.Данилкова. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 139 с.
  2. Данилков А.А., Данилкова Н.С., Исследование проблемного поля и парадоксы сферы детского отдыха и оздоровления [Текст] / А.А.Данилков, Н.С,Данилкова // Сборник трудов  Всероссийской научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен: исследования и практика реальности и перспектив развития». Под научн. ред. Данилкова А.А., Новосибирск 15-16 ноября 2018 г. Изд-во: НГОНБ, 2017. – 146 с.
  3. Детский лагерь как социокультурный феномен: Материалы международной научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен» (23-24 октября 2019 г.Новосибирск): под науч. ред. А.А.Данилкова. –  Новосибирск:   Изд-во НГОНБ,  2019. – 146 с.
  4.  Аникеева, Н.П. Психологический климат коллектива [Текст] / Н.П.Аникеева. – М., 1989.
  5.  Болл, А. Основы лагерного менеджмента: Учебное пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений [Текст] / пер. с англ. / А.Болл, Б.Болл. – СПб: 1994.
  6.  Волохов, А.В. Внимание, каникулы! Методическое пособие [Текст] / А.В.Волохов, И.И.Фришман. – М.: ЦГЛ. 2005.
  7.  Газман, О.С. Игра как системная потребность детства [Текст] /  О.С.Газман // Философия и педагогика каникул: сборник №8 серии «Новые ценности образования»; под ред. Н.Б.Крылова. – М.: Инноватор, 1998.
  8.  Иванов, И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел [Текст] / И.П.Иванов. –  М., 1989.
  9.  Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками [Текст] / Б.В.Куприянов, М.И.Рожков, И.И.Фришман. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2001.
  10. Листопадов, Д.Ю. История российских детских лагерей до 1917 года (лагеря кадетов, потешных, скаутов, летние детские колонии, трудовые дружины учащихся) [Текст] / Д.Ю.Листопадов, Ю.Г.Листопадов. – Шуя, издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2017.
  11. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / Сб. под ред. В.С.Хелемендик. – М., 1990.
  12. Панченко, С.И. День за днем в жизни вожатого [Текст] / С.И.Панченко. – М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  13. Таран, Ю.Н. Основы жизнедеятельности лагеря [Текст] / Ю.Н.Таран // Научно-методический журнал заместителей директоров по воспитательной работе. – 2008, № 1, с.11-21.
  14. Шаламов, Л.Ф. Вожатый – старт в профессию. Кипарис – 12. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Л.Ф.Шаламов, А.Ю.Хофрин– М.: Педагогического общество России, 2005.
  15. Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций [Текст] / С.А.Шмаков, Н.Я.Безбородова. – М.: Новая школа, 1995.
  16.  Шульга, И.И. Педагогическая анимация: теория и практика подготовки социального педагога-организатора досуга [Текст] / Монография. И.И.Шульга. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2003.
  17.  Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б.Эльконин. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

 

Если у вас есть вопросы - свяжитесь с нами!

Позвонить:

Время работы: пн-пт, 9-18 по Новосибирску

В соц. сетях:

В месенджерах: