«Управление учреждением отдыха и оздоровления детей»
ПРОФИЛЬ:
«Менеджмент в сфере детского отдыха»
Профессиональное обучение
(повышение квалификации)
СОСТАВИТЕЛИ:
канд. пед. наук, доцент Н.С.Данилкова
канд. психол. наук, доцент А.А.Данилков
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании Правления Фонда развития детских лагерей
(протокол № 7 от «20» ноября 2019 г.)
Новосибирск - 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Представленный курс подготовки специалистов – руководителей учреждений отдыха детей и их оздоровления, является авторским курсом А.А.Данилкова и Н.С.Данилковой, основанным на более чем 30-летнем опыте работы в сфере детского отдыха в качестве руководителей авторских программ детского отдыха, руководителей (в том числе научных) авторских детских лагерей. Курс вобрал в себя лучшие практики авторов по проведению авторских обучающих программ (семинары, мастер-классы, тренинги, общероссийские и международные научно-практические конференции по актуальным проблемам развития сферы детского отдыха и т.д.). Данные программы проводились и проводятся для руководителей детских лагерей Новосибирской области, Российской Федерации, ближнего зарубежья.
Часть материала курса основана на создании и реализации первой в России авторской программы личностного роста «Зажги звезду!», созданной и реализуемой в детском лагере.
Целью освоения курса является овладение слушателями необходимыми и достаточными знаниями и компетенциями в области управления детским лагерем в современных условиях.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-
сформировать у слушателей умения организовать деятельность учреждения отдыха детей и их оздоровления;
-
выработать навыки решения стратегических задач, определения актуальной зоны развития учреждения детского отдыха, а также текущих рабочих ситуаций, конструктивного выстраивания взаимодействия со всеми подразделениями и сотрудниками в детском лагере;
-
развить профессионально важные качества личности и организаторские способности (стратегическое мышление, инициативность, самостоятельность, креативность, способность к успешному решению задач в условиях многозадачности и неопределенности, профессиональная мобильность и др.);
-
сформировать умения и навыки осуществления самостоятельной деятельности по управлению организацией: педагогический менеджмент, кадровый менеджмент, финансовый менеджмент и т.д.);
-
совершенствование и развитие профессиональной компетентности слушателей по реализации трудовых функций руководителя организации отдыха и оздоровления.
Курс рассчитан на слушателей в возрасте 18 лет и старше, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и планирующих свою работу в детских оздоровительных лагерях на административных должностях.
Место курса в структуре профессиональной подготовки.
Данный курс профессиональной подготовки разработан в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;
- другими нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по управлению организациями.
Курс также составлен на основе требований разрабатываемого Министерством просвещения РФ профессионального стандарта «Руководитель организации отдыха детей и их оздоровления» и является одной из ступеней профессионального обучения сотрудников учреждений отдыха детей, выполняющих административные функции или готовящихся выполнять данные функции.
Освоение курса «Управление учреждением отдыха детей и их оздоровления» требует наличия образования в сфере педагогики, менеджмента, управления персоналом.. Допускается высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики. Допускается наличие у слушателей дополнительного профессионального образования – программа повышения квалификации или переподготовка по одному из указанных направлений, пройденная не менее чем за пять лет, до освоения данного курса. Курс изучается как очно, так и заочно (дистанционно) – с применением информационно-коммуникативной сети Интернет (сайт Фонда развития детских лагерей – радел «Руководителям детских лагерей», ссылка - https://www.frdl.ru/rukovoditelej-detskih-lagerej.
Трудоемкость курса 144 академических часа.
Структура курса: курс состоит из пяти блоков, каждый из которых включает в себя от шести до одиннадцати тем, а также одного из выбранных слушателем спецкурса.
Контроль: Программой курса предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный опрос на практических занятиях (к каждому блоку прилагаются вопросы для самоконтроля), отчеты по индивидуальным заданиям, самостоятельное проведение игр со слушателями во время практикумов – при очной форме обучения. При дистанционной форме обучения текущий контроль не предусмотрен.
Форма итоговой аттестации – зачет. Зачет проводится в виде теста, состоящего из 50 вопросов. За каждый правильный ответ слушатель получает 2 балла. Порог прохождения теста – 40% правильных ответов.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: (ПК-6, ПК-9); (ОК-3); (ОПК-4, ОПК-10).
Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции |
Дескрипторы |
ОПК-4 – владеет основами организации деятельности трудового коллектива |
Знать: методы управления организацией и персоналом, нормативно-правовую документацию сферы детского отдыха Уметь: планировать деятельность учреждения и разрабатывать стратегию его развития Владеть: способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды. |
ПК-6 – владеет готовностью к взаимодействию с коллегами, социальными партнерами ПК-9 – имеет способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений |
Знать: особенности социального партнерства в системе образования; Методы анализа и оценки деятельности учреждений отдыха и оздоровления Уметь: организовывать деятельность учреждения в региональном масштабе; - принимать управленческие решения как в ситуации определенности, так и в неопределенных ситуациях; Владеть: - способами взаимодействия с другими субъектами процесса; - владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организации. |
ОК–3 – общекультурные компетенции: способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире |
Знать: способы построения межличностных отношений в сфере бизнеса. Уметь: взаимодействовать с различными субъектами процесса деятельности. Владеть: способами совершенствования профессиональных знаний и умений; - картиной роли и места своей организации в общероссийском и мировом бизнес-пространстве. |
ОПК – 10 – владеет навыками решения задач управления, сбора информации |
Знать: задачи профессиональной деятельности Уметь: применять информационно-коммуникационные технологии и с учетом основных требований информационной безопасности Владеть: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры |
Планируемые результаты обучения.
Изучив дисциплину, слушатель должен:
Знать:
- этапы развития теории менеджмента, учитывая современные направления в странах со сложившимися рыночными отношениями;
- концепции планирования и организации деятельности учреждений отдыха и оздоровления;
- основные методологически подходы и принципы менеджмента в учреждениях отдыха и оздоровления;
-
современные тенденции в развитии организационных форм детских лагерей;
-
методы анализа и выбора вариантов управленческих решений;
-
общие функции управления и особенности управления в функциональных областях.
Уметь:
- владеть методами, подходами и технологией выбора и реализации управленческих решений;
- формулировать цели, задачи и определять содержание управленческого труда работников различных уровней и функциональных направлений;
- работать в группе в процессе разработки управленческих решений;
-
осуществлять проектирование и оценку эффективности структуры управления организацией отдыха и оздоровления;
-
осуществлять выбор стратегии развития организации отдыха и оздоровления;
-
использовать основные теории мотивации в целях стимулирования работников для достижения организационных целей;
-
применять на практике основы управленческого контроля.
Владеть навыками:
- использования теоретического материала для проведения анализа практической деятельности;
- самостоятельного выполнения научных исследований на материалах объекта исследования;
- формулирования и обоснования выводов и предложений по результатам анализа практического материала.
Иметь представление (понимать):
- о круге проблем, решаемых в процессе управления в сфере детского отдыха;
- о подходах и методах, используемых для решения управленческих задач;
- об основных трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления;
- об основных источниках получения и пополнения теоретических и практических знаний;
- об основных функциональных областях (в деятельности организации) применения полученных знаний и навыков в управлении учреждения отдыха и оздоровления.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ |
Блоки, темы |
Кол-во часов |
Лекции |
Практика |
1 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ |
26 |
18 |
8 |
1.1. |
Сфера детского отдыха в РФ: основные тенденции развития и противоречия |
2 |
2 |
- |
1.2. |
Нормативно-правовая база сферы детского отдыха и оздоровления |
2 |
2 |
- |
1.3. |
Нормативно-правовые акты регламентиру-ющие деятельность детских лагерей и сферу детского отдыха и оздоровления |
2 |
2 |
- |
1.4. |
Детский лагерь как организация |
2 |
2 |
- |
1.5. |
Организационная структура и менеджмент детского лагеря |
2 |
2 |
- |
1.6. |
Описание и требования к инфраструктуре детского лагеря |
2 |
2 |
- |
1.7. |
Мероприятия по управлению объектами инфраструктуры детского лагеря |
2 |
2 |
- |
1.8. |
Модели управления рисками в учреждениях отдыха и оздоровления детей |
2 |
2 |
- |
1.9. |
Механизмы организации питания в детском лагере. |
4 |
2 |
2 |
1.10 |
Организация безопасной среды жизнедеятельности детского лагеря |
4 |
2 |
2 |
1.11 |
Пожарная безопасность в детском лагере |
2 |
2 |
- |
2 |
МЕНЕДЖМЕНТ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ |
26 |
18 |
8 |
2.1. |
Определение феномена и типы детских лагерей |
2 |
2 |
- |
2.2. |
Нормативно-правовая база деятельности и подведомственность детских лагерей |
2 |
- |
2 |
2.3. |
Функции менеджмента в детском лагере |
4 |
2 |
2 |
2.4. |
Формирование продукта детского лагеря: услуги, сервис |
2 |
2 |
- |
2.5. |
Стратегический анализ деятельности детского лагеря |
4 |
2 |
2 |
2.6. |
Стратегическое планирование развития детского лагеря |
2 |
2 |
- |
2.7. |
Управление изменениями |
4 |
2 |
2 |
2.8. |
Педагогический менеджмент в детском лагере |
2 |
2 |
- |
2.9 |
Психолого-педагогическая программа как ресурс развития детского лагеря |
2 |
2 |
- |
2.10. |
Механизмы оценки качества услуг по отдыху и оздоровлению детей |
2 |
2 |
- |
3 |
МАРКЕТИНГ И КОММУНИКАЦИЯ СФЕРЕ ДЕТСКОГО ОТДЫХА |
16 |
10 |
6 |
3.1. |
Коммуникативная стратегия лагеря на рынке детского отдыха |
2 |
2 |
- |
3.2. |
Коммуникативные ресурсы детского лагеря |
2 |
2 |
- |
3.3. |
Формирование имиджа детского лагеря |
2 |
2 |
- |
3.4. |
Основы корпоративной культуры детского лагеря |
4 |
2 |
2 |
3.5. |
Клиентоориентированность как вектор развития детского лагеря |
4 |
- |
4 |
3.6. |
Детский лагерь как феномен. Место вашего лагеря в структуре сферы детского отдыха. |
2 |
2 |
- |
4 |
КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ |
28 |
22 |
6 |
4.1. |
Команда детского лагеря как ресурс развития
|
4 |
2 |
2 |
4.2. |
Принципы управления персоналом в детском лагере |
2 |
2 |
- |
4.3. |
Механизмы привлечения целевых групп населения в качестве работников детского лагеря |
4 |
4 |
- |
4.4. |
Обучение и продвижение персонала |
2 |
2 |
- |
4.5. |
Оценка деятельности персонала |
2 |
2 |
- |
4.6. |
Формирование команды детского лагеря |
2 |
2 |
- |
4.7. |
Психологический климат в коллективе детского лагеря |
2 |
2 |
- |
4.8. |
Делегирование полномочий |
2 |
2 |
- |
4.9. |
Выработка кадровой политики детского лагеря |
4 |
2 |
2 |
|
Основы конфликтологии |
4 |
2 |
2 |
5 |
НОРМАТИВНАЯ БАЗА СФЕРЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА |
28 |
18 |
10 |
5.1. |
Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность детского лагеря |
2 |
2 |
- |
5.2. |
Примерный перечень документов детского оздоровительного лагеря |
2 |
2 |
- |
5.3. |
2 |
2 |
- |
|
5.4. |
Примерное положение о лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием) |
2 |
2 |
- |
5.5. |
2 |
2 |
- |
|
5.6. |
2 |
2 |
- |
|
5.7. |
2 |
2 |
- |
|
5.8. |
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 |
8 |
- |
8 |
5.9. |
Типовое положение о детском оздоровитель-ном лагере. Министерство здравоохранения и социального развития РФ письмо от 14 ноября 2011 года N 18-2/10/1-7164. |
4 |
4 |
- |
5.10. |
Правила перевозки организованных групп детей. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 08.08.2018) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» |
2 |
- |
2 |
|
БЛОК СПЕЦКУРСОВ |
20 |
20 |
|
6.1. |
Нормативно-правовое регулирование сферы детского отдыха |
|
|
|
6.2. |
Организация профильных смен в детских лагерях |
|
|
|
6.3. |
Социальное партнерство в сфере детского отдыха и оздоровления |
|
|
|
6.4. |
Маркетинговые коммуникации в сфере детского отдыха |
|
|
|
6.5. |
Применение СРМ-технологий в управлении детским лагерем |
|
|
|
|
ИТОГО |
124 |
76 |
48 |
Дополнительно может быть прослушан спецкурс на одну из тем (24 ак. часа):
-
Финансовые модели сферы детского отдыха
-
Технологии продвижения детского лагеря в сети Интернет
-
Педагогический менеджмент детского лагеря
-
Стратегическое планирование деятельности детского лагеря
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
БЛОК 1: «ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ»
Тема1. Сфера детского отдыха в РФ:
основные тенденции развития и противоречия
Определение понятий «Детский лагерь», «Детский отдых», «Оздоровление». Характеристика сферы детского отдыха в РФ. Противоречия сферы детского отдыха. Проблемное поле и статистика сферы детского отдыха и оздоровления. Управление сферой детского отдыха в РФ. Реконструкция детских лагерей и новое строительство. Финансирование сферы. Объем рынка детского отдыха в РФ. Тенденции и тренды сферы детского отдыха в РФ.
Тема 2. Нормативно-правовая база сферы детского отдыха и оздоровления
Целевые установки и ориентиры в организации отдыха детей и оздоровления в РФ. Основные нормы и правила, регламентирующие деятельность детских лагерей и их персонала. Ведомственные положения, предложения и методические рекомендации подведомственного характера (санэпиднадзор, противопожарная безопасность, Ростехнадзор, школьно-дошкольные отделы районных или городских больниц, Государственная инспекция труда и т.д.).
Тема 3. Нормативно-правовые акты регламентирующие деятельность детских лагерей и сферу детского отдыха и оздоровления
Акты, регламентирующие деятельность в сфере детского отдыха и оздоровления, а также регулирующие деятельность детских лагерей. Федеральные законы в сфере детского отдыха, указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Минтруда РФ; постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; постановления Минздрава РФ; приказы контролирующих и надзорных органов; распоряжения различных органов; национальные стандарты; поручения; резолюции; письма; разъяснения.
Тема 4. Детский лагерь как организация
Детский лагерь как организационная система. Типы и виды детских лагерей. Организационная структура детского лагеря. Основные организационно-педагогические особенности детского лагеря. Нормативно-правовые основы деятельности детского лагеря. Цели и задачи функционирования детского лагеря в зависимости от его типа и вида. Система деятельности детского лагеря. Психолого-педагогическая программа детского лагеря как основа деятельности вожатого.
Тема 5. Организационная структура и менеджмент детского лагеря
Основополагающие особенности менеджмента детского лагеря. Специфические законы управления детским лагерем. Создание системы управления в детском лагере. Цель и задачи менеджмента в детском лагере. Принципы управления. Функции менеджмента. Создание организационного чертежа детского лагеря. Роль ресурсов в организации деятельности структурных подразделений детского лагеря. Делегирование полномочий.
Тема 6. Описание и требования к инфраструктуре детского лагеря
Принципы, закладываемые в модель инфраструктуры детского лагеря. Зависимость инфраструктуры детского лагеря от его загрузочной мощности и функциональной направленности. Основные услуги, предоставляемые детским лагерем. Дополнительные услуги в детском лагере. Модульность как один из основных принципов создания инфраструктуры. Зонирование объектов в детском лагере.
Тема 7. Мероприятия по управлению объектами инфраструктуры детского лагеря
Нормы, требования и стандарты по управлению объектами инфраструктуры детского лагеря. Рабочий макет (план-схема) детского лагеря. Паспортизация объектов. Планирование персонала. Эксплуатация объектов инфраструктуры. Графики косметического, текущего и капитального ремонтов объектов инфраструктуры. Аварийный ремонт.
Тема 8. Модели управления рисками в учреждениях отдыха и оздоровления детей
Разработка моделей управления рисками и определения возможных рисков при организации деятельности детских лагерей. Категории рисков. Управление рисками, риск-менеджмент в условиях стационарных учреждений отдыха детей и их оздоровления. Инструменты и методики (техники) оценки риска в детском лагере. Страхование рисков. Мероприятия по преодолению кризисных ситуаций.
Тема 9. Механизмы организации питания в детском лагере
Организация системы питания как одно из основных направлений деятельности детского лагеря. СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей. Выбор системы питания в учреждении отдыха детей. Поставщики продуктов питания и услуг. Обустройство помещений и оборудования. Разработка технологических процессов и гигиенических правил. Подготовка персонала к работе на пищеблоке.
Тема 10. Организация безопасной среды жизнедеятельности детского лагеря
Рекомендации к основным требованиям к организации оздоровительного лагеря. Требования охраны труда к персоналу в оздоровительном лагере. Требования охраны труда к персоналу в оздоровительном лагере. Требования охраны труда к персоналу в оздоровительном лагере. Требования охраны труда к персоналу в оздоровительном лагере.
Требования безопасности при организации и проведении купания детей.
Тема 11. Пожарная безопасность в детском лагере
Общие требования к обеспечению безопасности от пожаров в местах летнего отдыха, спорта, игрового, военно-патриотического обучения для детей. Организация инструктажей по пожарной безопасности, обучения пожарно-техническому минимуму, конкретным действиям при пожаре, с учетом реальной обстановки на объекте защиты. Требованиям ППР от 16 сентября 2020 г. № 1479для детских учреждений.
БЛОК 2: «МЕНЕДЖМЕНТ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ»
Тема 1. Определение феномена и типы детских лагерей
Типы детских лагерей в РФ и их особенности. Стационарные и палаточные лагеря. Круглогодичные и сезонные лагеря. Военно-спортивные или военно-патриотические лагеря. Санаторные лагеря и детские санатории и их особенности. Федеральные детские центры. Организации – операторы программ детского отдыха. Профильные смены как особый вид детских программ: направления и содержание смен. Пришкольные детские площадки. Позиционирование лагеря на рынке детского отдыха.
Тема 2. Нормативно-правовая база деятельности и подведомственность детских лагерей
Три уровня организации детского отдыха в РФ: федеральный, региональный и муниципальный. Уполномоченные органы по организации детского отдыха: РФ, субъекты федерации, муниципалитеты. Федеральные законы, относящиеся к сфере детского отдыха. Ведомственные нормативные акты. Нормы и правила организации деятельности детских лагерей. Ведомственные положения, предложения и методические рекомендации подведомственного характера. Мониторинг деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей в РФ (Минпрос РФ, ФЦДЮТиК).
Тема 3. Функции менеджмента в детском лагере
Роль менеджмента в деятельности детских лагерей. Типы менеджмента организации и присущие ему функции. Административный менеджмент. Стратегический менеджмент. Производственный менеджмент. Инновационный менеджмент. Управление маркетингом. Менеджмент персонала.
Тема 4. Формирование продукта детского лагеря: услуги, сервис
Конкуренция как условие развития организации детского отдыха. Совокупность факторов, определяющих качество детского отдыха. Услуга по оздоровлению и досугу детей как основной компонент продукта детского лагеря. Анализ конкурентной среды. Целевая потребительская группа как ориентир для формирования продукта. Конкурентоспособность услуг и продукта детского лагеря. Основные и дополнительные услуги. Пакеты продуктов детского лагеря. Сервис детского лагеря как конкурентное преимущество.
Тема 5. Стратегический анализ деятельности детского лагеря
Актуальность стратегического планирования в развитии детского лагеря. Оценка и анализ внешней среды. Анализ рынка. Анализ конкурентов. Анализ продукт конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон своего детского лагеря. Определение доли регионального рынка своего лагеря. Анализ деятельности педагогического коллектива и программы детского лагеря. Анализ клиентского потока. Финансовый анализ деятельности. Анализ продукта и услуг, предоставляемых лагерем. Анализ маркетинговых усилий и внешних коммуникаций. Анализ управления.
Тема 6. Стратегическое планирование развития детского лагеря
Менеджмент организации как инициатор конструктивных изменений. Анализ стратегически инициатив организации. Анализ стратегических альтернатив. Этапы стратегического планирования. Среднесрочное и краткосрочное планирование. Управлением изменениями и координация действия менеджмента по достижению целей.
Тема 7. Управление изменениями
Динамичная среда жизнедеятельности детских лагерей и высокий уровень неопределенности их деятельности. Организационные изменения в детском лагере. Типы организационных изменений. Модель процесса управления изменениями. Способы стимулирования поиска идей. Сопротивление изменениям и возможные конфликты на пути введения изменений. Методы решения конфликтных ситуаций. Концепция организационного развития.
Тема 8. Педагогический менеджмент в детском лагере
Общие понятия о педагогическом менеджменте и его отличия от других типов менеджмента. Особенности менеджмента в детском лагере: сезонные и круглогодичные лагеря. Принципы и функции педагогического менеджмента в детском лагере. Управление направлением, содержанием и формами программ детского отдыха. Управление педагогическим персоналом.
Тема 9. Психолого-педагогическая программа как ресурс развития детского лагеря
Смысл и цель создания эффективной психолого-педагогической программы детского лагеря. Системообразующие компоненты программы детского лагеря (целевое начало и адекватные задачи). Виды программ. Модифицированные или адаптированные программы. Экспериментальные программы. Авторские программы. Ключевые характеристики программ. Структура программы. Ресурсы для реализации программы. Подготовка персонала к реализации программы. Реализация программы и её возможная корректировка. Оценка реализации программы и её итогов.
Тема 10. Механизмы оценки качества услуг по отдыху и оздоровлению детей
Качество детского отдыха и оздоровления как интегральная характеристика, отражающая степень соответствия результатов и условий воспитательного, образовательного процессов и условий развития воспитанников нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Системы оценивания качества услуг детского лагеря. Международные стандарты качества. Методологическая основа для создания системы оценки внедрения и реализации разрабатываемой программы. Инвариантная и вариативная части оценки.
БЛОК 3: «МАРКЕТИНГ И КОММУНИКАЦИЯ СФЕРЕ ДЕТСКОГО ОТДЫХА»
Тема 1. Коммуникативная стратегия лагеря на рынке детского отдыха
Детский лагерь как уникальная открытая организационно-педагогическая система. Информационное пространство сферы детского отдыха. Формирование коммуникативной стратегии детского лагеря как системная задача управления. Определение понятия «Коммуникативная стратеги». Формирование коммуникативной культуры детского лагеря.
Тема 2. Коммуникативные ресурсы детского лагеря
Анализ ресурсов детского лагеря. Принцип необходимости и достаточности коммуникативных ресурсов. Анализ регионального рынка детского отдыха и оздоровления. Этапы реализации маркетинговой стратегии. Современные средства коммуникации как база для реализации коммуникативной стратегии. Персонал детского лагеря, клиенты (дети и их родители) как эффективный коммуникативный ресурс.
Тема 3. Формирование имиджа детского лагеря
Определение понятия «Имидж». Механизмы воздействия имиджа организации на потребителя. Стихийный и целенаправленно формируемый имидж детского лагеря. Слагаемые компоненты имиджа организации. Положительная деловая репутация детского лагеря как одна из задач менеджмента. Основные направления деятельности детского лагеря в формировании своего имиджа.
Тема 4. Основы корпоративной культуры детского лагеря
Корпоративная культура как нематериальный актив организации. Определение понятия «Корпоративная культура». Параметры и характеристики, определяющие корпоративную культуру организации. Уровни корпоративной культуры. Проблема корпоративной культуры детского лагеря через призму персонала. Внутренняя культура педагога, педагогическое мастерство, педагогический такт, профессиональная этика и профессионализм.
Тема 5. Клиентоориентированность как вектор развития детского лагеря
Рост культуры потребления как условие развития клиентоориентированности. Принципы клиенториентированности. Факторы повышения клиентоориентированности в детском лагере. Работа с потенциальными клиентами (лидами). Клиентооиентированные сервисы и услуги в учреджении отдыха и оздоровления детей. Шаги и трудности внедрения клиентоориентированности в сфере детского отдыха.
Тема 6. Детский лагерь как феномен. Место вашего лагеря в структуре сферы детского отдыха.
Детский лагерь как социокультурный феномен. Функции детского лагеря в современности. Детский лагерь как своеобразная организационно-педагогическая система. История мирового лагерного движения. Профессиональные объединения организаторов детского отдыха: мировая и российская практики. Детский лагерь в масштабах региона (субъекта РФ): взгляд со стороны. Своеобразие конкретного лагеря в системе детского отдыха региона.
БЛОК 4: КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Тема 1. Команда детского лагеря как ресурс развития
Команда детского лагеря как движущая сила его развития. Что такое команда? Характеристики команды по Д.Гоулману. Функции команды в детском лагере. Команда: наделение ресурсами и полномочиями. Этапы работы по формированию команды. Стадии развития команды по Б.Такмену.
Тема 2. Принципы управления персоналом в детском лагере
Принцип подбора и расстановки персонала как ключевой принцип управления персоналом. Принципы управления персоналом в контексте детского лагеря. Направления кадрового менеджмента и управления персоналом в детском лагере. Особенности управления персоналом в детском лагере.
Тема 3. Механизмы привлечения целевых групп населения в качестве работников детского лагеря
Люди (персонал) как главный ресурс организации. Ресурсы для привлечения целевых групп в качестве персонала. Специфические особенности привлечения персонала в сезонные и круглогодичные детские лагеря. Механизмы привлечения. Разработка системы мероприятий по привлечению. Факторы, определяющие потребность детского лагеря в кадровых ресурсах и их качестве. Функции и направления деятельности кадровой службы в детском лагере. Организация курсов подготовки специалистов для своего лагеря.
Тема 4. Обучение и продвижение персонала
Обученный персонал как конкурентное преимущество организации. Виды обучения персонала в организации: подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Формы обучения персонала: на рабочем месте (без отрыва от производства), вне рабочего места (с отрывом от производства), вне рабочего места (без отрыва от производства), погружение. Методы обучения персонала в организации. Ротация кадров.
Тема 5. Оценка деятельности персонала
Оценка персонала. Виды оценки персонала: по занятости, по планированию, по способу. Критерии оценки: компетенции; знания; навыки; поведение; особенности личности. Методы оценки. Ошибки и сложности оценки персонала в организации. Подготовка чек-листа для оценки персонала.
Тема 6. Формирование команды детского лагеря
Определения понятий «Коллектив детского лагеря» и «Команда детского лагеря». Педагогический коллектив детского лагеря. Детский коллектив детского лагеря. Функции команды. Организационно-деятельностные и структурные компоненты формирования команды. Командообразующая деятельность руководителя детского лагеря: задачи, направления, методы, приёмы. Система ценностей и традиции лагеря как основа для формирования команды.
Тема 7. Психологический климат в коллективе детского лагеря
Определение понятия «Психологический климат». Факторы, определяющие социально-психологический климат. Групповая совместимость и сработанность сотрудников. Сплочённость коллектива. Характер коммуникаций в коллективе. Стиль руководства. Характеристики благоприятного социально-психологического климата коллектива.
Тема 8. Делегирование полномочий
Делегирование полномочий как один из важнейших аспектов системы управления персоналом в организации. Основные цели и задачи делегирования полномочий. Принципы делегирования полномочий. Способы делегирования. Типичные ошибки при делегировании полномочий.
Тема 9. Выработка кадровой политики детского лагеря
Кадровая политика организации как генеральное направление работы с персоналом. Цель и задачи кадровой политики. Выработка кадровой стратегии и политики. Формирование кадровой политики. Направления кадровой политики. Принципы и характеристики кадровой политики. Виды и инструменты кадровой политики. Открытый и закрытый вид кадровой политики. Особенности кадровой политики в сфере детского отдыха.
Тема 10. Основы конфликтологии
Социальные и внутриличностные конфликты. Типы конфликтов и их структура. Факторы и причины возникновения конфликтов. Межличностные и внутригрупповые конфликты. Функции конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Динамика конфликта. Способы разрешения конфликтный ситуаций в детском лагере: дети, персонал, клиенты, партнеры, власть. Медиация как способ урегулирования конфликтов.
БЛОК 5: НОРМАТИВНАЯ БАЗА СФЕРЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА
Тема 1. Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность детского лагеря
Перечень федеральных законов, регламентирующих деятельность учреждений сферы детского отдыха и оздоровления. Постановления Правительства РФ по регуляции деятельности в сфере детского отдыха и оздоровления в РФ. Нормативные документы надзорных органов (Роспотребнадзор, МЧС и Госпожнадзор РФ). Ведомственные нормативные акты и постановления. Технические регламенты и правила (СНиПы).
Тема 2. Примерный перечень документов детского оздоровительного лагеря
Подготовка детского лагеря к сезону и приемке межведомственной комиссией. Подготовка актов, справок и протоколов о готовности объектов и оборудования к летнему сезону. Работа со штатным расписанием и комплектация детского лагеря персоналом. Документы и их копии, находящиеся в свободном доступе клиентов и проверяющих органов. Работа межведомственной комиссии по приемке детского лагеря. Предписания и устранение недостатков.
Тема 3. Примерное положение об организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия
Основные разделы и содержание положения об организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия.
Тема 4. Примерное положение о лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием)
Основные разделы и содержание примерного положения о лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
Тема 5. Примерное положение о детских лагерях труда и отдыха
Основные разделы и содержание примерного положения о детских лагерях труда и отдыха.
Тема 6. Примерное положение о детских лагерях палаточного типа
Основные разделы и содержание примерного положения о детских лагерях палаточного типа.
Тема 7. Примерное положение о детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности
Основные разделы и содержание примерного положения о детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности.
Тема 8. Санитарные правила
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи"
Тема 9. Типовое положение о детском оздоровительном лагере. Министерство здравоохранения и социального развития РФ письмо от 14 ноября 2011 года N 18-2/10/1-7164.
Основные разделы и содержание Типового положения о детском оздоровительном лагере Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Правовые коллизии и противоречия данного положения с Законом о туризме в РФ.
Тема 10. Правила перевозки организованных групп детей. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 08.08.2018) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
Основные положения правил перевозки организованных групп детей по Постановлению Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 и необходимость их выполнения в целях безопасности детей.
Технологическая карта самостоятельной работы студента при дистанционной форме обучения.
-
Для начала изучения курса слушателю необходимо зайти на сайт Фонда развития детских лагерей – радел «Обучение руководителей детских лагерей», ссылка -https://frdl.ru/rukovoditelej-detskih-lagerej
-
В данном разделе необходимо ознакомиться с программой и условиями обучения, осуществить регистрацию, дать согласие на обработку персональных данных и заполнить договор оферты.
-
После принятия условий обучения необходимо оставить заявку на прохождение выбранного курса и выбрать форму оплаты курса.
-
После оплаты курса слушателю предоставляется доступ к учебным материалам. Данный доступ действует в течение 30 дней.
-
После освоения каждого из блоков курса слушатель самостоятельно отвечает на контрольные вопросы и переходит к освоению следующего блока.
-
При необходимости слушатель в процесс обучения использует указанную в данной программе основную и дополнительную литературу.
-
После освоения всех блоков открывается доступ к прохождению теста (итоговая аттестация).
-
Слушатель отвечает на 50 предложенных вопросов. За каждый правильный ответ слушатель получает 2 балла. Итого, возможное максимальное количество баллов, возможных при прохождении теста – 100. Порог прохождения теста – 40 баллов.
-
Соответствие баллов стандартизированным оценкам (в пятибалльной системе) от 40 до 60 баллов – удовлетворительно, от 61 до 80 баллов – хорошо, выше 81 балла – отлично.
-
В случае получения слушателем низких баллов (ниже 40 баллов) ему предоставляется возможность дополнительного освоения материала и прохождения тест ещё два раза.
-
После успешного прохождения теста, автоматически генерируется именное свидетельство об окончании курса подготовки, которое автоматически высылается на указанную слушателем электронную почту.
-
Оригинал свидетельства высылается слушателю в течение трех рабочих дней по указанному им почтовому адресу.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТЕСТАЦИИ
Формы контроля
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях. Оценивается:
– по активности работы студентов на практических занятиях (при обсуждении педагогических проблем, решении практических заданий, педагогических задач);
– по итогам выполнения самостоятельной работы
– по итогам выполнения тестовых заданий.
Формой итогового контроля является зачет. Зачет проводится в форме онлайн тестирования.
Перечень вопросов теста:
- Детский лагерь это: место размещения детей, досуговая организация, организация дополнительного образования детей.
- Основной движущей силой развития сферы детского отдыха являются: законодательные акты РФ, противоречия сферы детского отдыха, перспективы развития.
- Основной документ, по которому сотрудник детского лагеря принимается на работу: заявление о приёме на работу, приказ о приёме на работу, документ об образовании или профподготовке или профессиональном образовании?
- Какие документы регламентируют отношения вашей организации с властью в части организации отдыха и оздоровления детей: приказы местных властей, акт о приемке детского лагеря, законодательные акты РФ?
- Управление сферой детского отдыха в РФ осуществляется уполномоченным органом: Министерством просвещения РФ, Министерством социального развития РФ, Министерством образования и науки РФ.
- Финансирование сферы детского отдыха в РФ осуществляется за счет средств бюджета: субъектов РФ, РФ, предприятий и организаций..
- Основной должностной обязанностью руководителя учреждения детского отдыха и оздоровления является: обеспечение безопасности детей, подготовка детского лагеря к работе, управление организацией.
- Основным документом, регулирующим процесс и порядок отдыха и оздоровления детей в детском лагере, является закон «Об образовании в РФ», СанПиН, Противопожарные правила.
- Основным документом при открытии лагеря является: Санитарно-эпидемиологическое заключение, Акт о приемке лагеря, Приказ руководителя организации об открытии лагеря.
- Какая организация не является надзорной для детских лагерей: Роспотребнадзор, Управление МЧС, региональный Минздрав?
- Назовите задачу существенно не важную для периода подготовки детского лагерю к летнему сезону: испытания силовых сетей, электрических устройств и приборов, акарицидная обработка территории, учет материальных ценностей.
- Назовите существенный компонент стратегического планирования деятельности организации: выбор стратегии, стратегический анализ деятельности, выбор горизонта планирования.
- Какая компетенция руководителя не играет существенной роли в выполнении им своих должностных обязанностей: нацеленность на личностный рост, навык стратегического планирования, коммуникабельность?
- Какой из принцип является решающим при выборе коммуникативной стратегии детского лагеря: принцип учета личных компетенций персонала, принцип необходимости и достаточности коммуникативных ресурсов, принцип формирования эффективной маркетинговой стратегии?
- Что является наиболее важным ресурсом для реализации коммуникативной стратегии детского лагеря: люди (персонал, клиенты, партнеры), финансы, публикации в СМИ?
- Назовите поворотный момент реализации коммуникативной стратегии детского лагеря: анализ коммуникативных связей, анализ деятельности персонала, анализ имеющихся средств коммуникации.
- Какая задача является приоритетной для руководителя в первой половине лагерной смены: контроль за деятельность коллектива, командообразование и коллективообразование, интеграция новых членов команды в общелагерную жизнь?
- Какой из наглядных компонентов может полностью раскрыть организационную структуру детского лагеря: доска объявлений и распоряжений, организационный чертеж детского лагеря, план-схема детского лагеря.
- Одной из основных компетенций руководителя детского лагеря не может быть: лидерство, коммуникативность, креативность, стратегическое мышление, организаторские способности.
- Выделите три основных принципа, которые должны быть заложены в модель инфраструктуры детского лагеря: экономичность, модульность, эргономичность, зонирование территории, природосообразности.
- Какие услуги может оказывать лагерь, выберите две из предложенных: основные, дополнительные, сверхнормативные, внеплановые, спортивные.
- Как называется термин при определении сроков планирования: ландшафт, поле, горизонт?
- Какие документы относятся к документам отряда: списки отряда с полной информацией о детях, медицинские справки, приказы администрации?
- Первое, что необходимо сделать руководителю детского лагеря при возникновении пожара: начать тушить пожар, позвонить в пожарную часть, вывести детей из зоны пожара.
- Что нужно сделать в первую очередь, если вы узнали, что ребенок покинул территорию детского лагеря: самостоятельно начать поиски ребенка, сообщить в органы полиции, позвонить родителям ребенка (опекунам)?
- Кто из работников детского лагеря обязательно должен присутствовать при закладке продуктов в столовую на новый день: врач, руководитель, старший педагог?
- Какова периодичность проведения планерок с руководителями основных служб лагеря: ежедневно, через один день, в рабочие дни недели?
- Выделите три категории рисков, присущих для деятельности детского лагеря: организационные, геополитические, эксплуатации оборудования и зданий, техногенные, непредвиденные природные.
- Назовите один из эффективных механизмов избегания рисков: разработка риск-стратегии, страхование, управление рисками.
- Тремя базовыми методами риск-менеджмента являются: избегание рисков, страхование, отказ от риска, снижение, передача и принятие,
- На каких отрядных мероприятиях лучше проводить рефлексию и анализ деятельности детского коллектива: утренний сбор отряда, общий сбор, вечерний огонёк?
- Ключевым этапом риск-менеджмента считается: этап планирования рисков, этап анализа последствий, этап выбора методов и инструментов управления риском.
- Термин, определяющий все стороны безопасности детского лагеря: комплексная безопасность, универсальная безопасность, тотальная безопасность.
- К компетентности Роскомнадзора относятся: персональные данные, финансовый мониторинг, охрана труда сотрудников.
- Основным принципом организации коллективно-творческих дел является: принцип «Четыре сам», принцип природосообразности, принцип детоцентризма.
- В какой момент деятельности сотрудник, принимаемый на работу должен приступить к выполнению служебных обязанностей: в первый день работы, перед началом работы, в конце первого дня работы.
- Для стратегического анализа деятельности детского лагеря не играет существенной роли: динамика клиентского потока, финансовая деятельность, анализ конкурентов.
- Эмоциональный (психологический) климат в трудовом коллективе формируют в большей степени: сотрудники, администрация, педагогический коллектив.
- Уполномоченным органом по детскому отдыху и оздоровлению в РФ является: Министерство социального развития, Министерство науки и образования, Министерство просвещения.
- Необходимым квалификационным документом при приёме на работу вожатого является: свидетельство о профессиональном обучении, сертификат вожатого, диплом о высшем образовании.
- Какая тактика на начальном этапе смены более уместна со стороны вожатых: тактика «поглаживания» и стимулирования, тактика поиска новых идей и перспектив развития детского коллектива, тактика избегания конфликтных ситуаций?
- Организационный период смены в детском лагере продолжается, как правило: 2-3 дня, 3-4 дня, 4-5 дней.
- В чём заключается «принцип развивающей деятельности» по О.С.Газману: игра с целью организации деятельности детского коллектива, игра с целью получения игрового опыта, игра не ради игра, а с целью развития каждого участника.
- Какая тенденция в поведении детей часто встречается в подростковом и юношеском возрасте: Индоктринация - желание ребёнка подвергать всё сомнению, перепроверять, Критиканство - критическое отношение ко всему, что происходит в лагере или в отряде, «Демонстрирование фасадов» - желание ребёнка показать свои сильные, привлекательные стороны?
- Что является одним из главных моментов в формировании системы ценностей в трудовом коллективе лагеря: кодекс поведения и правила поведения детей в лагере, наличие устоявшихся традиций и правил, соблюдение общечеловеческих норм и правил совместного проживания?
- Основным документом, регламентирующим деятельность детского лагеря является: СНиП, Типовое положение о детском оздоровительном лагере, СанНПиН.
- Полную ответственность за пребывание детей в детском лагере несёт: старший педагог, руководитель лагеря, вожатый.
- Мониторинг деятельности детских лагерей в РФ осуществляет: Министерство социального развития, Росстат РФ, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения.
- К механизмам оценки деятельности детского лагеря относятся: публикации в СМИ, профессиональная экспертиза, общественная экспертиза.
- Одним из основных принципов оценки деятельности детского лагеря является комплексность, системность, последовательность.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
-
Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. / А.А.Данилков, Н.С.Данилкова. – Новосибирск: Изд. НГОНБ, 2018.
-
Данилков, А.А., Данилкова Н.С. Концепция программы развития для стационарных организаций отдыха и оздоровления детей. / А.А.Данилков, Н.С.Данилкова. – Новосибирск: Типография «Твердый знак», 2015.
-
Данилков А.А., Летняя психолого-педагогическая практика: подготовка студентов к практике в детских оздоровительных лагерях: учебное пособие по специальности 031300 «Социальная педагогика» / А.А.Данилков. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008.
-
Данилков А.А., Коммуникативно-деятельностные технологии работы с детским коллективом: учебно-методическое пособие / А.А.Данилков. Новосибирск: «Твердый знак», 2011.
-
Данилков А.А., Командообразование в детском коллективе: учебно-методическое пособие / А.А.Данилков. Новосибирск: «Твердый знак», 2013.
-
Данилков А.А., Ситуативная тревожность у детей: возникновение и генезис, диагностика и опыт преодоления: монография. / А.А.Данилков. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006.
-
Данилков А.А., Данилкова Н.С., Исследование проблемного поля и парадоксы сферы детского отдыха и оздоровления: год 2018 / Народное образование, №3, 2018 г.
Дополнительная литература
-
Данилков А.А. Командообразование в детском коллективе: учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2013 г.
-
Детский лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив. Монография. Новосибирск 2018 г.
-
Современные модели организации детского отдыха и оздоровления: подходы, реальность, тенденции: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Вопросы внедрения современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей в условиях стационарной образовательной организации отдыха детей и их оздоровления» (22-24 октября 2015 г.Новосибирск): под науч. ред. А.А.Данилкова. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015.
-
Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен: исследования и практика реальности и перспектив развития». Под научн. ред. Данилкова А.А., Новосибирск 15-16 ноября 2018 г. Изд-во: НГОНБ, 2017.
-
Детский лагерь как социокультурный феномен: Материалы международной научно-практической конференции «Детский лагерь как социокультурный феномен» (23-24 октября 2019 г. Новосибирск): под науч. ред. А.А.Данилкова. – Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2019.
-
Котлер Ф., К.Келлер Менеджмент-маркетинг. Питер – 2018 г.
-
Организационная структура предприятий/ Коноков Д.Г., Рожков М.А., Смирнов А.О., Яниковская О.Н., издание второе. М.: ИСАРП, 1999 г.
-
Веснин, В. Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016.
-
Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления / М.Ю. Рогожин. - М.: Проспект, 2016.
-
Рофе, А. И. Организация и нормирование труда. Учебное пособие / А.И. Рофе. - М.: КноРус, 2016.
-
ГОСТ Р 52887-2018 Национальный стандарт российской федерации услуги детям в организациях отдыха и оздоровления. Ссылка http://docs.cntd.ru/document/1200160048
-
Методические рекомендации по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей (приложение к письму Минобрнауки России от 20.07.2017 № ПЗ-818/09). Ссылка https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71659176
-
Методические рекомендации по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе безопасности перевозок детей в организации отдыха детей и их оздоровления и обратно. Ссылка https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-10052018-n-pz-71909-o-napravlenii
-
Журнал «ДОЛ» издается МОО «Содействие детскому отдыху» (электронное издание).
-
Электронный журнал «Коммерческий директор». Ссылка https://fb.action-press.ru/docs/ecm/files/L-2019-09-komd-ozn.html
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания для обучающихся по
освоению курса (очная форма обучения)
Рекомендуется при организации самостоятельной работы слушателей обращать внимание на: подробное описание предлагаемых видов самостоятельной работы, конкретных заданий; библиографические справки на источники информации и справочный материал; формы отчетности и способы контроля; критерии оценки.
Необходимо соблюдать последовательность изучения материала курса, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из учебных пособий (основная и дополнительная литература). Приводить пояснения по вопросам программы курса, которые вызывают затруднения.
При этом преподавателю необходимо учитывать следующие моменты: чередовать лекционную и практическую работу с творческой работой на занятиях, с заданиями во внеаудиторное время; давать студентам четкий инструктаж по выполнению самостоятельных заданий (цель задания; условия выполнения; объем; сроки; требования к оформлению); осуществлять текущий контроль над выполнением самостоятельной работы; обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной творческой работы студентов.
Основные этапы работы студента над курсом «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»: ознакомление с программой и условиями обучения, знакомство со списком рекомендованной учебно-методической литературы и другими ресурсами; слушание и конспектирование лекций, а также выполнение других видов учебной работы; планирование самостоятельной работы; углубленное чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы; обобщение и систематизация информации из лекций и прочитанной литературы, других источников; выполнение всех видов самостоятельной работы; повторение материала при подготовке к сдаче теста.
Рекомендации по работе на лекции и с лекционным материалом:
1. Основная задача на лекции – осмысление излагаемого в ней материала. Для этого необходимо слушать лекцию с самого начала, не упуская общих, ориентирующих в материале рассуждений и установок преподавателя. Работать на лекции, задавая вопросы преподавателю.
2. Ведение записей на лекции важно и полезно для лучшего осмысливания материала, для сохранения информации, с целью ее дальнейшего использования.
3. Для облегчения записи рекомендуется применять сокращения повторяющихся терминов или хорошо известных понятий, составлять краткий конспект лекций. Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).
4. Используйте некоторые простые приемы конспектирования:
-
Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.
-
Переработка фразы. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста).
-
Использование фломастеров, маркеров, цветных ручек и карандашей. Рубрикация, выделение цветом существенных деталей, изменение цвета в зависимости от важности текста и по соответствию частей текста.
-
Структура записи должна отражать структуру содержания материала.
Рекомендации по работе с литературой:
1. Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться.
2. Такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для зачета, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, т. е. что может расширить Вашу общую культуру…).
3. Обязательно выписывать или составить каталог в электронном виде - выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит сэкономить время).
4. Если возникли затруднения при поиске материала по какому-либо вопросу, следует обратиться к предметному указателю, напечатанному, как правило, в конце каждого литературного источника или интернет-ресурсам.
5. При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание.
6. Прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
7. При систематизации материала по теме важно сравнивать определения основных понятий, даваемые разными авторами. Сравнение необходимо для того, чтобы выбрать наиболее краткое и точное определение, а также для выделения основных признаков научного понятия, на которое обращают внимание различные авторы.
8. Составляйте свой глоссарий (словарь терминов) по образцу учебников или словарей, указывайте, если это важно и возможно, кто ввел в научный обиход тот или иной термин или предложил его авторскую трактовку. Этот дополнительный контекст поможет не только пониманию сложных терминов, но и их прочному сохранению в памяти. При составлении терминологического словаря активно работайте с учебниками, авторскими текстами, разноплановыми словарями. Читая научный текст, работая с учебником, слушая лекции, выделяйте для себя новые термины, содержание которых не вполне ясно или вовсе не известно вам.
Советы по подготовке к тесту: стремитесь к пониманию всего материала, чтобы еще до прохождения теста не оставалось непонятных вопросов; к тесту необходимо готовиться на протяжении всего учебного курса, выполняя все задания; прежде чем отвечать на вопрос, необходимо сначала правильно его понять; строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребляемых терминов, приводите примеры, подтверждающие справедливость Ваших рассуждений.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса
по дисциплине
-
Официальный сайт Фонда развития детских лагерей frdl.ru/
-
Электронная библиотека НГПУ (http://lib.nspu.ru/) с возможностью выхода в базы данных Межрегиональной аналитической росписи статей, Российской государственной библиотеки «Электронная библиотека диссертаций», электронного читального зала Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, проекта «Сводный каталог библиотек системы образования и науки» (ЭКБСОН), Межвузовской электронной библиотеки и др.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Для проведения занятий по курсу «Управление учреждением отдыха и оздоровления детей»: используется аудитория № 105 Новосибирского кооперативного техникума.