Программа обучение руководителей детских лагерей

«Управление учреждением отдыха и оздоровления детей» 

 

ПРОФИЛЬ:

«Менеджмент в сфере детского отдыха»

Профессиональное обучение

(повышение квалификации)

СОСТАВИТЕЛИ:

канд. пед. наук, доцент Н.С.Данилкова

канд. психол. наук, доцент А.А.Данилков

РЕКОМЕНДОВАНО  К  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ 

В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ

на заседании Правления Фонда развития детских лагерей 

(протокол  №  7  от   «20»  ноября 2019 г.)

 

 

Новосибирск - 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Представленный курс подготовки специалистов – руководителей учреждений отдыха детей и их оздоровления, является авторским курсом А.А.Данилкова и Н.С.Данилковой, основанным на более чем 30-летнем опыте работы в сфере детского отдыха в качестве руководителей авторских программ детского отдыха, руководителей (в том числе научных) авторских детских лагерей. Курс вобрал в себя лучшие практики авторов по проведению авторских обучающих программ (семинары, мастер-классы, тренинги, общероссийские и международные научно-практические конференции по актуальным проблемам развития сферы детского отдыха и т.д.). Данные программы проводились и проводятся для руководителей  детских лагерей Новосибирской области, Российской Федерации, ближнего зарубежья.

Часть материала курса основана на создании и реализации первой в России авторской программы личностного роста «Зажги звезду!», созданной и реализуемой в детском лагере.

 Целью освоения курса является овладение слушателями необходимыми и достаточными знаниями и компетенциями в области управления детским лагерем в современных условиях.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • сформировать у слушателей умения организовать деятельность учреждения отдыха детей и их оздоровления;

  • выработать навыки решения стратегических задач, определения актуальной зоны развития учреждения детского отдыха, а также текущих рабочих ситуаций, конструктивного выстраивания взаимодействия со всеми подразделениями и сотрудниками в детском лагере;

  • развить профессионально важные качества личности и организаторские способности (стратегическое мышление, инициативность, самостоятельность, креативность, способность к успешному решению задач в условиях многозадачности и неопределенности, профессиональная мобильность и др.);

  • сформировать умения и навыки осуществления самостоятельной деятельности по управлению организацией: педагогический менеджмент, кадровый менеджмент, финансовый менеджмент и т.д.);

  • совершенствование и развитие профессиональной компетентности слушателей по реализации трудовых функций руководителя организации отдыха и оздоровления.

Курс рассчитан на слушателей в возрасте 18 лет и старше, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и планирующих свою работу в детских оздоровительных лагерях на административных должностях.

 

Место курса в структуре профессиональной подготовки.

 

 Данный курс профессиональной подготовки разработан в соответствии:

- с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»;

- другими нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность по управлению организациями.

Курс также составлен на основе требований разрабатываемого Министерством просвещения РФ профессионального стандарта «Руководитель организации отдыха детей и их оздоровления» и является одной из ступеней профессионального обучения сотрудников учреждений отдыха детей, выполняющих административные функции или готовящихся выполнять данные функции.

Освоение курса  «Управление учреждением отдыха детей и их оздоровления» требует наличия образования в сфере педагогики, менеджмента, управления персоналом.. Допускается высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики. Допускается наличие у слушателей дополнительного профессионального образования – программа повышения квалификации или переподготовка по одному из указанных направлений, пройденная не менее чем за пять лет, до освоения данного курса. Курс изучается как очно, так и заочно (дистанционно) – с применением информационно-коммуникативной сети Интернет (сайт Фонда развития детских лагерей – радел «Руководителям детских лагерей», ссылка - https://www.frdl.ru/rukovoditelej-detskih-lagerej.

Трудоемкость курса 144 академических часа.

Структура курса: курс состоит из пяти блоков, каждый из которых включает в себя от шести до одиннадцати тем, а также одного из выбранных слушателем спецкурса.

Контроль: Программой курса предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный опрос на практических занятиях (к каждому блоку прилагаются вопросы для самоконтроля), отчеты по индивидуальным заданиям, самостоятельное проведение игр со слушателями во время практикумов  – при очной форме обучения. При дистанционной форме обучения текущий контроль не предусмотрен.

Форма итоговой аттестации – зачет. Зачет проводится в виде теста, состоящего из 50 вопросов. За каждый правильный ответ слушатель получает 2 балла. Порог прохождения теста – 40% правильных ответов.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: (ПК-6, ПК-9); (ОК-3); (ОПК-4, ОПК-10).

 

Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

 

 

ОПК-4 – владеет основами организации деятельности трудового  коллектива

Знать: методы управления организацией и персоналом, нормативно-правовую документацию сферы детского отдыха

Уметь: планировать деятельность учреждения и разрабатывать стратегию его развития

Владеть: способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

ПК-6 – владеет готовностью к взаимодействию с коллегами, социальными партнерами

ПК-9 – имеет способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

Знать: особенности социального партнерства в системе образования;

Методы анализа и оценки деятельности учреждений отдыха и оздоровления

Уметь: организовывать деятельность учреждения в региональном масштабе;

- принимать управленческие решения как в ситуации определенности, так и в неопределенных ситуациях;

Владеть: - способами взаимодействия с другими субъектами процесса;

- владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных  решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организации.

ОК–3 – общекультурные компетенции:  способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

Знать: способы построения межличностных отношений в сфере бизнеса.

Уметь: взаимодействовать с различными субъектами процесса деятельности.

Владеть: способами совершенствования профессиональных знаний и умений;

- картиной роли и места своей организации в общероссийском и мировом бизнес-пространстве.

 

ОПК – 10 – владеет навыками решения задач управления, сбора информации

Знать: задачи профессиональной деятельности

Уметь: применять информационно-коммуникационные технологии и с учетом основных требований информационной безопасности

Владеть: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры

 

 

Планируемые результаты обучения.

 

Изучив дисциплину, слушатель должен:

Знать: 

- этапы развития теории менеджмента, учитывая современные направления в странах со сложившимися рыночными отношениями;

- концепции планирования и организации деятельности учреждений отдыха и оздоровления;

-  основные методологически подходы и принципы менеджмента в учреждениях отдыха и оздоровления;

  • современные тенденции в развитии организационных форм детских лагерей;

  • методы анализа и выбора вариантов управленческих решений;

  • общие функции управления и особенности управления в функциональных областях.

Уметь: 

- владеть методами, подходами и технологией выбора и реализации управленческих решений;

- формулировать цели, задачи и определять содержание управленческого труда работников различных уровней и функциональных направлений;

-  работать в группе в процессе разработки управленческих решений;

  • осуществлять проектирование и оценку эффективности структуры управления организацией отдыха и оздоровления; 

  • осуществлять выбор стратегии развития организации отдыха и оздоровления;

  • использовать основные теории мотивации в целях стимулирования работников для достижения организационных целей;

  • применять на практике основы управленческого контроля.

Владеть навыками: 

- использования теоретического материала для проведения анализа практической деятельности; 

- самостоятельного выполнения научных исследований на материалах объекта исследования;

-  формулирования и обоснования выводов и предложений по результатам анализа практического материала.

Иметь представление (понимать):

- о круге проблем, решаемых в процессе управления в сфере детского отдыха;

-  о подходах и методах, используемых для решения управленческих задач;

- об основных трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления; 

- об основных источниках получения и пополнения теоретических и практических знаний; 

- об основных функциональных областях (в деятельности организации) применения полученных знаний и навыков в управлении учреждения отдыха и оздоровления.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

 

Блоки, темы

Кол-во часов

Лекции

Практика

1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

26

18

8

1.1.

Сфера детского отдыха в РФ: основные тенденции развития и противоречия

2

2

-

1.2.

Нормативно-правовая база сферы детского отдыха и оздоровления

2

2

-

1.3.

Нормативно-правовые акты регламентиру-ющие деятельность детских лагерей и сферу детского отдыха и оздоровления

2

2

-

1.4.

Детский лагерь как организация

2

2

-

1.5.

Организационная структура и менеджмент детского лагеря

2

2

-

1.6.

Описание и требования к инфраструктуре детского лагеря

2

2

-

1.7.

Мероприятия по управлению объектами инфраструктуры детского лагеря

2

2

-

1.8.

Модели управления рисками в учреждениях отдыха и оздоровления детей

2

2

-

1.9.

Механизмы организации питания в детском лагере.

4

2

2

1.10

Организация безопасной среды жизнедеятельности детского лагеря

4

2

2

1.11

Пожарная безопасность в детском лагере

2

2

-

2

МЕНЕДЖМЕНТ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

26

18

8

2.1.

Определение феномена и типы детских лагерей

2

2

-

2.2.

Нормативно-правовая база деятельности и подведомственность детских лагерей  

2

-

2

2.3.

Функции менеджмента в детском лагере

4

2

2

2.4.

Формирование продукта детского лагеря: услуги, сервис

2

2

-

2.5.

Стратегический анализ  деятельности детского лагеря

4

2

2

2.6.

Стратегическое планирование развития детского лагеря

2

2

-

2.7.

Управление изменениями

4

2

2

2.8.

Педагогический менеджмент в детском лагере

2

2

-

2.9

Психолого-педагогическая программа как ресурс развития детского лагеря

2

2

-

2.10.

Механизмы оценки качества услуг по отдыху и оздоровлению детей

2

2

-

3

МАРКЕТИНГ И КОММУНИКАЦИЯ СФЕРЕ ДЕТСКОГО ОТДЫХА

16

10

6

3.1.

Коммуникативная стратегия лагеря на рынке детского отдыха

2

2

-

3.2.

Коммуникативные ресурсы детского лагеря

2

2

-

3.3.

Формирование имиджа детского лагеря

2

2

-

3.4.

Основы корпоративной культуры детского лагеря

4

2

2

3.5.

Клиентоориентированность как вектор развития детского лагеря

4

-

4

3.6.

Детский лагерь как феномен. Место вашего лагеря в структуре сферы детского отдыха.

2

2

-

4

КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

28

22

6

4.1.

Команда детского лагеря как ресурс развития

 

4

2

2

4.2.

Принципы управления персоналом в детском лагере

2

2

-

4.3.

Механизмы привлечения целевых групп населения в качестве работников детского лагеря

4

4

-

4.4.

Обучение и продвижение персонала

2

2

-

4.5.

Оценка деятельности персонала

2

2

-

4.6.

Формирование команды детского лагеря

2

2

-

4.7.

Психологический климат в коллективе детского лагеря

2

2

-

4.8.

Делегирование полномочий

2

2

-

4.9.

Выработка кадровой политики детского лагеря

4

2

2

 

Основы конфликтологии

4

2

2

5

НОРМАТИВНАЯ БАЗА СФЕРЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА

28

18

10

5.1.

Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность детского лагеря

 

2

 

2

 

-

5.2.

Примерный перечень документов детского оздоровительного лагеря

2

2

-

5.3.

Примерное положение об организациях отдыха детей и их оздоровления сезонного действия или круглогодичного действия

 

2

 

2

 

-

5.4.

Примерное положение о лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием)

 

 

2

 

 

2

 

 

-

5.5.

Примерное положение о детских лагерях труда и отдыха

2

2

-

5.6.

Примерное положение о детских лагерях палаточного типа

2

2

-

5.7.

Примерное положение о детских специализированных (профильных) лагерях, детских лагерях различной тематической направленности

 

2

 

2

 

-

5.8.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»

 

8

 

-

 

8

5.9.

Типовое положение о детском оздоровитель-ном лагере. Министерство здравоохранения и социального развития РФ письмо от 14 ноября 2011 года N 18-2/10/1-7164.

 

 

4

 

 

4

 

 

-

5.10.

Правила перевозки организованных групп детей. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 08.08.2018) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»

 

 

2

 

 

-

 

 

2

 

БЛОК СПЕЦКУРСОВ

20

20

 

6.1.

Нормативно-правовое регулирование сферы детского отдыха

 

 

 

6.2.

Организация профильных смен в детских лагерях

 

 

 

6.3.

Социальное партнерство в сфере детского отдыха и оздоровления

 

 

 

6.4.

Маркетинговые коммуникации в сфере детского отдыха

 

 

 

6.5.

Применение СРМ-технологий в управлении детским лагерем

 

 

 

 

ИТОГО

124

76

48

 

Дополнительно может быть прослушан спецкурс на одну из тем (24 ак. часа):

  1. Финансовые модели сферы детского отдыха

  2. Технологии продвижения детского лагеря в сети Интернет

  3. Педагогический менеджмент детского лагеря

  4. Стратегическое планирование деятельности детского лагеря

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ указания для обучающихся по

освоению курса (очная форма обучения)

 

Рекомендуется при организации самостоятельной работы слушателей обращать внимание на: подробное описание предлагаемых видов самостоятельной работы, конкретных заданий; библиографические справки на источники информации и справочный материал; формы отчетности и способы контроля; критерии оценки.

Необходимо соблюдать последовательность изучения материала курса, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из учебных пособий (основная и дополнительная литература). Приводить пояснения по вопросам программы курса, которые вызывают затруднения. 

При этом преподавателю необходимо учитывать следующие моменты: чередовать лекционную и практическую работу с творческой работой на занятиях, с заданиями во внеаудиторное время; давать студентам четкий инструктаж по выполнению самостоятельных заданий (цель задания; условия выполнения; объем; сроки; требования к оформлению); осуществлять текущий контроль над выполнением самостоятельной работы; обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной творческой работы студентов.

Основные этапы работы студента над курсом «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)»: ознакомление с программой и условиями обучения, знакомство со списком рекомендованной учебно-методической литературы и другими ресурсами; слушание и конспектирование лекций, а также выполнение других видов учебной работы; планирование самостоятельной работы; углубленное чтение и конспектирование основной и дополнительной литературы; обобщение и систематизация информации из лекций и прочитанной литературы, других источников; выполнение всех видов самостоятельной работы; повторение материала при подготовке к сдаче теста.

Рекомендации по работе на лекции и с лекционным материалом:

1. Основная задача на лекции – осмысление излагаемого в ней материала. Для этого необходимо слушать лекцию с самого начала, не упуская общих, ориентирующих в материале рассуждений и установок преподавателя. Работать на лекции, задавая вопросы преподавателю.  

2. Ведение записей на лекции важно и полезно для лучшего осмысливания материала, для сохранения информации, с целью ее дальнейшего использования.

3. Для облегчения записи рекомендуется применять сокращения повторяющихся терминов или хорошо известных понятий, составлять краткий конспект лекций. Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

4. Используйте некоторые простые приемы конспектирования:

  • Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.

  • Переработка фразы. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста).

  • Использование фломастеров, маркеров, цветных ручек и карандашей. Рубрикация, выделение цветом существенных деталей, изменение цвета в зависимости от важности текста и по соответствию частей текста.

  • Структура записи должна отражать структуру содержания материала.

Рекомендации по работе с литературой:

1. Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться.

2. Такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для зачета, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, т. е. что может расширить Вашу общую культуру…).

3. Обязательно выписывать или составить каталог в электронном виде  - выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит сэкономить время). 

4. Если возникли затруднения при поиске материала по какому-либо вопросу, следует обратиться к предметному указателю, напечатанному, как правило, в конце каждого литературного источника или интернет-ресурсам.

5. При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание.

6. Прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

7. При систематизации материала по теме важно сравнивать определения основных понятий, даваемые разными авторами. Сравнение необходимо для того, чтобы выбрать наиболее краткое и точное определение, а также для выделения основных признаков научного понятия, на которое обращают внимание различные авторы.

8. Составляйте свой глоссарий (словарь терминов) по образцу учебников или словарей, указывайте, если это важно и возможно, кто ввел в научный обиход тот или иной термин или предложил его авторскую трактовку. Этот дополнительный контекст поможет не только пониманию сложных терминов, но и их прочному сохранению в памяти. При составлении терминологического словаря активно работайте с учебниками, авторскими текстами, разноплановыми словарями. Читая научный текст, работая с учебником, слушая лекции, выделяйте для себя новые термины, содержание которых не вполне ясно или вовсе не известно вам.

Советы по подготовке к тесту: стремитесь к пониманию всего материала, чтобы еще до прохождения теста не оставалось непонятных вопросов; к тесту необходимо готовиться на протяжении всего учебного курса, выполняя все задания; прежде чем отвечать на вопрос, необходимо  сначала правильно его понять; строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребляемых терминов, приводите примеры, подтверждающие справедливость Ваших рассуждений.

 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса

по дисциплине

 

  1. Официальный сайт Фонда развития детских лагерей frdl.ru/

  2. Электронная библиотека НГПУ (http://lib.nspu.ru/) с возможностью выхода в базы данных Межрегиональной аналитической росписи статей,  Российской государственной библиотеки «Электронная библиотека диссертаций», электронного читального зала Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, проекта «Сводный каталог библиотек системы образования и науки» (ЭКБСОН), Межвузовской электронной библиотеки и др.

 

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

Для проведения занятий по курсу «Управление учреждением отдыха и оздоровления детей»: используется аудитория № 105 Новосибирского кооперативного техникума.

Если у вас есть вопросы - свяжитесь с нами!

Позвонить:

Время работы: пн-пт, 9-18 по Новосибирску

В соц. сетях:

В месенджерах: